Всем узнать давно пора бы, как вкусны и нежны крабы

Всем узнать давно пора бы, как вкусны и нежны крабы

Знаменитый слоган — реклама крабовых консервов СССР.
Почему же эта реклама появилась? Зачем рекламировать деликатесный и дорогой продукт, да к тому же еще дефицитный?

Оказывается вначале все было не так…

Когда эти консервы появились в продаже и до середины 60-х годов, они не были ни дефицитом, ни деликатесом. Народ не считал крабов хорошим продуктом. И покупать и употреблять крабовые консервы в пищу приходилось уговаривать, в том числе и с помощью такого рекламного плаката.

Почему Главрыба и Наркомпищепром СССР призывал советского гражданина кушать крабовые консервы? Забота о здоровье? Ну, это тоже, но….

Главная причина политическая. А потому что до 1928 года единственным крупным поставщиком крабовых консервов на мировой рынок была Япония, что приносило стране немалую прибыль. В соответствии с Портсмутским мирным договором от 1905 г.она имела широчайшие права на вылов рыбы и морепродуктов вдоль российского побережья. В 1920 г. японцы отправляют на промысел краба первый плавучий крабоконсервный завод, а спустя три года в море выходит уже шесть таких судов.

Для того чтобы изменить ситуацию и потеснить Японию на международном рынке, необходимо было создать собственный крабовый флот. В 28-м добычу и консервирование крабов начал Советский Союз, сделавший этот продукт частью своей экспортной политики. Для этого в Токио было куплено подходящее судно для установки на нем оборудования крабоконсервного завода. Так как в то время в России не было специалистов по обработке и консервированию крабов, приходилось нанимать на плавзавод японцев.

Выпускаемые в СССР консервы из крабов делились по размеру и толщине кусков в банке, на три сорта: «фэнси», «чойс» и «А.Грайд», выпускаемые в банках по 227 и 453 г. Внутри банка была выложена пергаментом, чтобы предохранять нежное мясо краба от контактов с жестью.

вкусны и нежны крабы

вкусны и нежны крабы

Весь товар отправлялся на экспорт, причем советские консервы продавались дешевле японских, что также не нравилось японским производителям. Так как в первые годы на краболовах СССР работали только японские рабочие, качество советских консервов практически не уступало японской продукции.

При этом строжайший контроль за чистотой на производстве и за качеством сырья обеспечивает превосходный вкус крабовых консервов. На мировом рынке  началась вполне здоровая конкуренция.

Первые успехи продаж советских крабовых консервов в Соединенных Штатах заставили задуматься руководящих товарищей в Москве. Учитывая малые зарплаты работников крабфлота, прибыль получалась огромная, а главное — валютная. В стране шла индустриализация, и потому на учете была каждая валютная купюра. Крабы открывали перспективу сравнительно легкого получения миллионов долларов.

Отношения СССР и Японии в области рыболовства осложнились. После 1929 г. количество японских крабоконсервных судов стало резко сокращаться. В 1930 г. на промысел вышло 19 единиц, в 1931 г. – 9, а в 1932 г. – всего 7. Тем временем советский крабодобывающий флот, наоборот, наращивал свое присутствие. Япония своими руками создала мощного конкурента. В 1930 г. семь из одиннадцати советских плавучих крабоконсервных заводов полностью отказались от японской рабочей силы. Однако на суда нанимались люди, которые не имели вообще никакого опыта в производстве крабовых консервов, часто это были сбежавшие из колхозов крестьяне. Есть мнение, что благодаря таким аховым работникам, мир обязан появлению брэнда «Chatka». Недавним крестьянам было безразлично, что написано иностранными буквами на этикетках, наклеиваемых на банки с крабами, и поэтому первые три буквы в слове Kamchatka оказались заклеенными. Такая ситуация с рабочей силой существенно сказалась на качестве продукции.

Этим воспользовались японские добытчики краба, не желавшие без боя сдавать позиции на рынке. В 1931 гг. в иностранной прессе организована компания по дискредитации советской продукции всеми правдами и неправдами.

Действительно, проблема с качеством советских крабовых консервов стояла очень остро. Многие претензии покупателей были обоснованными. В 1931 г. на продукцию поступило огромное количество жалоб, многие совсем отказались от советской «Чатки».

Пошли многочисленные рекламации. Многие консервные банки, переданные американским фирмам, оказались вздутыми. Вполне проверенные партнеры требовали провести ревизию полученных ими консервов и забрать испорченные. Начались массовые отказы от «Чатки» и советских крабовых консервов под другими брэндами.

Забракованные иностранными потребителями партии крабов, в большом количестве выпустили на внутренний рынок. Именно в этот год и появилась знаменитая реклама. «Крабовые консервы, – убеждал Главрыбсбыт, — не только приятная закуска, — из них можно приготовить десятки разнообразных изысканных кушаний, начиная от салата и кончая горячими вторыми». Так и была спасена советская крабовая отрасль: продукцию в основном переправили на внутрений рынок.

Но СССР не хотел потерять такой выгодный рынок сбыта. Началась борьба за качество. Рабочих на краболовы стали принимать по комсомольским путевкам, началось ударническое движение, повысился контроль качества.
Постепенно проблема с качеством продукции была решена, а цена советских консервов по-прежнему оставалась вне конкуренции. Возвращения «Чатки» на мировой рынок пришлось ждать недолго. После установления дипломатических отношений с Соединенными Штатами кампании в прессе против советских товаров возникали гораздо реже.

А Советском Союзе количество крабовых консервов в продаже стало сокращаться, т.к. с каждым годом количество дальневосточных крабов стало истощатся в результате варварской добычи Японии и СССР.

Теперь этот рекламный плакат выгладит насмешкой над чувствами гурмана. 🙂

Запись опубликована в рубрике ГУРМАН. Добавьте в закладки постоянную ссылку.